Как поддержать детскую инициативу
Инициативность главное условие развития познавательной деятельности ребенка, в том числе и творчества. Инициативный ребенок умеет организовать игру, находит повод для общения, придумывает для себя занятие; включается в разговор, предлагает варианты интересных дел другим детям; отличается разнообразием интересов. Инициативные дошкольники любознательны, обладают пытливостью ума, изобретательностью.
Для развития инициативы у детей:
- Хвалите ребенка за необычный способ выполнения любого задания.
- Проявляйте положительные эмоции по поводу любой активности и деятельности, исходящей от ребенка.
- Корректно и ненавязчиво подсказывайте ребенку, как можно реализовать его энергию: предлагайте разные варианты, а когда он выбирает свой, хвалите за инициативность. Инициатива детей должна быть разумной и нравственно оправданной.
- Будьте терпимы к ошибкам ребенка.
- Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами.
- Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства. Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой.
- Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт.
Инициативность интенсивно развивается в дошкольном возрасте, наиболее благоприятным периодом является возраст от 3 до 5 лет; с появлением в речи ребенка фразы «Я сам». Родителям следует разграничивать понятия «инициативность» и «самостоятельность». Самостоятельность - это осуществление самим ребенком процесс деятельности; инициатива - это запуск деятельности. Инициатива - это внутреннее побуждение к чему-то новому, порыв к изменениям и движению. Самое эффективное средство развития инициативы - игры: подвижные, интеллектуальные, коммуникативные, способствующие активизации ресурсов и потенциала детей.Инициативу развивают потребности ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты. Творческие процессы: рисование, лепка, конструирование, создание поделок интенсивно формируют инициативность детей и помогают им самовыражаться.