Как воспитать в ребенке старательность
Старательность - это положительно нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как ответственное, прилежное отношение к выполнению какого-либо дела, задания. Старательность это усердие, терпение, трудолюбие, проявление воли, внимания и аккуратности там, где трудно,сложно. Старательность воспитывается в семье, с раннего детства.
Будьте последовательны в своих требованиях. В доме ребенок может стать активным помощником взрослых: ему по силам вынести мусор, сходить в магазин, содержать в образцовом порядке свои игрушки, вещи, а затем и рабочее место, книги, тетради и другие учебные пособия, инструменты, игрушки, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты.
Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей. Вы даете ребенку поручение, просите помочь, а он отказывается. Надо еще разобраться, что это за поручение. Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Чтобы поручение закрепилось, ребенок должен выполнить его по собственному желанию, для этого задача взрослого - заинтересовать его в форме игры, юмора, похвалы, он сам выбирает индивидуально.
В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.
Ребенок выполнил поручение, явно постарался. Благодарить или не благодарить? И как благодарить? Самая главная награда для ребенка - то, что вы к нему обратились за помощью, что он нужен, вы надеетесь на него. Но доброе слово родителей - тоже очень важная награда, ее нельзя обесценивать.
Важно дать ребенку возможность проявить себя
в труде, показать смекалку, ловкость, терпение, волю, настойчивость. Очень
полезным для ребенка станет удовольствие, если оно сопряжено с трудом, с
мускульным напряжением или с работой мысли. Удовольствие, достигнутое трудовым
усилием, формирует потребность. Слишком часто родители не замечают, как
стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли
заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое
собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье
посуды, чистка обуви. Однако ребенку интересно узнать, как добиться того, чтобы
тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые
взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое "Я сам", но мы
его постепенно заглушаем.
Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека. Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая. Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботится о близких.
У
ребенка непременно должны быть постоянные обязанности - только при таком
условии труд станет воспитательным средством, которые есть у всех членов семьи.
Важно помочь ребенку научиться различать понятия "можно", "надо", "нельзя". С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу".